История храма

1407–1417 

Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех (с приделами святых благоверных князей Бориса и Глиба и мучеников Кирика и Иулитты) является одним из древнейших Московских храмов. 

Первый храм в Москве, посвященный крестителю Руси, построен в  загородном княжеском имении великого князя Василия I Димитриевича между 1407 и 1417 годом. Возможно, строительство было связано с 400-летием со дня кончины князя Владимира (1015 год). Вероятнее всего, храм был деревянный.

Название «в Садех» — церковь святого князя Владимира носит потому, что в XIV–XV веках в этой местности находились Великокняжеские сады. 

1514–1516 

В 1514–1516 годах по указанию великого князя Василия III Ивановича на месте деревянного храма святого князя Владимира итальянцем Алевизом Фрязином строится новый – каменный. 

«Тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…  а … мастер Алевиз Фрязин…» Храм был окончен и освящен 3 февраля 1516 года. 

XVII век

Алевизовский храм простоял полтора века. Во второй половине XVII века церковь перестроили. Существует мнение, что квадратный план основного четверика с трехапсидной частью, украшенной аркатурным завершением плоских ниш, южный перспективный портал – это результат сознательного обращения к формам существовавшего ранее алевизовского строения. 

Время освящения вновь выстроенной церкви Владимира неизвестно, но придел святых Кирика и Иулитты упоминается в «ружной книге» 1677 года. 

Полное окончание строительных работ и освящение придела святых Бориса и Глеба ученые историки относят к 1689 году, подтверждая это присутствием царевны Софии на освящении и у обедни в престольный праздник храма.

XVIII–XIX века 

Со временем вид храма постепенно изменялся. В XVIII–XIX веках основными причинами ущерба были стихийные бедствия, обычно пожары.

В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск, церковь вновь пострадала от пожара. При церкви сгорело 16 дворов, в том числе дома священнослужителей. «Яко совсем не нужная, которая навсегда имеет остаться без прихода» церковь была «назначена к уничтожению».

Благодаря действительному статскому советнику Михаилу Волынскому, взявшему «исправить оную [церковь] на свой кошт», храм был спасен, и после ремонта – 19 октября 1819 года Владимирский придел был освящен митрополитом Московским и Коломенским Серафимом.

«Бабьи шерстяные ярмарки» 

Так называемые «бабьи шерстяные ярмарки» проводились у стен Ивановского монастыря 28 и 29 августа (10 и11 сентября по новому стилю) и известны с середины XVII века. Монахини выставлял на продажу плоды своего кропотливого труда: пряжу, шерстяные изделия, шитьё золотом и серебром. Подмосковные крестьянки, собрав напряденную за зиму шерсть, остатки непроданного холста, шли толпами из деревни в Москву.

Ярмарочная толпа «...тесно запруживала весь проезд между Ивановским монастырем и Князе-Владимирской церковью, спускаясь по Ивановскому переулку к Варварским воротам… В ярмарочных палатках – груды разноцветных ситцев и пачки платков, миткаль и холстина, нитки. Далее идут палатки с шерстяными чулками, носками и варежками и, наконец, с шерстью, которую торговцы привозят сюда кипами.

По бокам церкви устраивались палатки со съестными припасами и сбитнем для крестьян, которые находились здесь почти целый день. Разносчики предлагают квас, витушки и хлеба, калачи и сайки, огурцы, яблоки, красные сливы, бессеменную грушу, новые орехи». Церковь св. Владимира с утра и до вечера не запиралась, потому что почти все приезжавшие торговцы-крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. 

XX век 

Закрытие храма. Пострадавшие за веру

Церковные историки отмечают, что переступая временную границу, отделяющую старую Россию от советского времени, они оказываются в полной растерянности. Исчезают привычные источники летописания: приходская и консисторская переписка, метрические, исповедные книги и клировые ведомости. Церковь отделена от государства и как бы выносится за пределы общественной жизни. 

Все священники, служившие в храме после Октябрьского переворота претерпели гонения от властей. Протоиереи Александр Покровский и Владимир Амбарцумов, расстрелянные в Бутово в 1937 году, причислены к лику Новомучеников Церкви Русской. Последний настоятель — священник Сергий Борделиус (в монашестве Феодор) служил во Владимирском храме с 1927 года. Арестованный в начале 1932 года, он скончался в Бутырской тюрьме 7 апреля (на праздник Благовещения) во время следствия. После о. Сергия Борделиуса с мая 1932 года во Владимирском храме служил рязанский священник Евгений Климентовский. После его ареста в январе 1933 года храм закрыли.  

Возрождение храма 

В изуродованном виде — лишенная глав и внутреннего убранства — церковь простояла до 70-х годов, когда к Московской Олимпиаде 1980 года началась медленная реставрация. В конце 1990 года храм был передан Православной общине. Освящение храма св. князя Владимира и первое богослужение в нем состоялось 24 мая 1991 года в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.