Воскресное богослужение

5 января в нашем храме в соборном служении всего духовенства была совершена Божественная Литургия. Проповедь Александра Леонидовича Дворкина была посвящена евангельскому чтению этого дня.

Сегодня в евангельском чтении мы слышали имена из родословной Господа нашего Иисуса Христа. Какое отношение эта родословная имеет ко Христу? И какое отношение эта родословная имеет к нам сейчас?

Сам евангелист Матфей говорит, что это родословная Иосифа, а Иисус Христос родился от Марии. Иосиф, как мы хорошо знаем, не был Его биологическим отцом. Однако в то время и у евреев и у многих народов усыновлённый сын воспринимал все права сына. Его принимают в семью, и вся история семьи делается его историей, и предки, которые были в семье, делаются его предками. Таким образом, у Иисуса Христа, воплощённого Бога, два отцовства: небесное предвечное отцовство Cына от Отца и земное отцовство, которые Он воспринял от Иосифа. Какое же отношение это имеет к нам сегодня? Господь Иисус Христос стал истинным человеком, не переставая быть Богом, и, по слову святого Кирилла Александрийского, Его Тело стало Телом Бога. И тут можно вспомнить немецкого материалистического философа Людвига Фейербаха, который очень гордился тем, что он придумал каламбур «человек есть то, что он ест». Он думал, что таким образом доказал материалистическую природу человека. Но, конечно, ничего он не доказал, потому что человек — это телесно-духовное существо. Да, наше тело состоит из тех элементов, которые мы воспринимаем через пищу из внешнего мира. Но есть и духовная пища. Это та самая Пища, Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Которую мы принимаем во время Евхаристии. Принимая Его в себя, мы делаемся не только родственниками по плоти Господу Иисусу Христу и, соответственно, воспринимаем всю Его родословную, все эти драгоценные имена, которые слышали в сегодняшнем чтении, - мы воспринимаем и духовное родство, и Бог Отец делается нашим отцом. В самом прямом смысле мы воспринимаем этот потрясающий дар, который скрывает в себе Боговоплощение. Тайна Боговоплощения, которую мы будем отмечать через день, раскрывается в Евхаристии.

Бог сделался человеком для того, чтобы человек сделался Богом. Бог сошёл на землю для того, чтобы мы вознеслись на небо. Эти слова святого Афанасия Александрийского обращены к каждому из нас. И Людвиг Фейербах неожиданно оказался прав, но совершенно в другом смысле. Человек действительно есть то, что он ест. Евхаристия. Господь. Его Кровь и Плоть входят в нас и преображает нас навсегда. Аминь.